В финансовой системе РФ государственные внебюджетные фонды возникли в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (от 10 октября 1991 г.). Главная причина возникновения внебюджетных фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.
Перед внебюджетными фондами стоят следующие важные задачи:
- обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики;
- расширить социальные услуги населению с помощью различно создаваемых специальных фондов.
Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.
К доходам внебюджетных фондов относятся:
специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
средства бюджета;
прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
займы, полученные фондом в Центральном банке или коммерческих банках.
С 1992 года в России начали действовать социальные и экономические внебюджетные фонды. К социальным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социальной поддержки населения и др. К экономическим фондам - дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.
По Указу Президента РФ (от 22 декабря 1993 г.) все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов. Рекомендовано и органам государственной власти субъектов Федерации включить аналогичные внебюджетные фонды в бюджеты административно-государственных и национально-территориальных образований. Необходимость объединения внебюджетных фондов с бюджетами вызвана недостаточным финансовым контролем за использованием их ресурсов, поскольку налоговые органы по существу за поступлением этих средств ответственность не несут.
Рассмотрим подробнее отдельные фонды.
Пенсионный фонд РФ образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения.
Важнейший принцип любого пенсионного фонда - солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени ( нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве - где бы человек не жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Средства Пенсионного фонда формируются за счет 3 главных источников: страховых взносов работодателей и работающих, ассигнований из республиканского бюджета РФ. Часть средств поступает за счет капитализации (вложения в коммерческие структуры) временно свободных средств. Кроме того, Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств у Фонда он может использовать кредиты банков.
В 1994 году страховые тарифы взносов установлены в следующих размерах:
для работодателей:
28% - предприятия, учреждения, организации;
20,6% - колхозы, совхозы, предприятия по производству сельскохозяйственной продукции;
а также:
5% - от дохода крестьянских хозяйств;
1% - от дохода работающих.
Общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также принадлежащие им на правах собственности предприятия освобождены от уплаты страховых взносов. При этом необходимо, чтобы деятельность этих предприятий была направлена на осуществление уставных целей.
Срок оплаты страховых взносов для работодателей - 1 раз в месяц. Крестьянские хозяйства вносят платежи 1 раз в год не позднее 1 апреля последующего года. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан.
Пенсионный фонд используется на выплату различных пенсий: государственных трудовых, военным, инвалидам, компенсаций пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии.
Руководство Фондом осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, по финансированию расходов органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контролю за расходованием средств.
Кроме Пенсионного фонда назначением и перераспределением размера пенсий занимается Министерство социальной защиты, а также Министерство связи, доставляющее пенсию получателю, и Сберегательные банки, обеспечивающие пенсионеров наличными деньгами и безналичными перечислениями.
Бюджет ПФ, а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. (объем бюджета Фонда в 1994 году был утвержден в размере 1100 млрд.р.)
Вторым по значению социальным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ, действующий в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 года. Создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств.
Он также является автономным и строго целевым. Предназначен для выплаты различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, санаторно-курортного лечения и др целей.
Положение об этом фонде утверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 года. К основным задачам Фонда кроме обеспечения гарантированных государством пособий относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер совершенствования социального страхования.
Фонд социального страхования образуется за счет:
страховых взносов предприятий и др. хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;
добровольных взносов граждан и юридических лиц;
ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями. Норматив отчислений с 1 июля 1994 года - 5,4% по отношению к начисленной оплате труда для юридических лиц. Работающие не платят ничего.
Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях - аппараты органов Фонда. При Фонде образуется Правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.
Государственный фонд занятости населения Российской Федераци образован в соответствии с Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. Он создан для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Порядок образования и расходования средств определяется Положением о Государственном фонде занятости от 6 июня 1993 г.
Этот фонд формируется за счет: обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований из республиканского бюджета РФ и бюджетов субъектов Федерации. Дополнительными источниками поступлений могут быть добровольные взносы юридических и физических лиц, а также другие средства. Страховой тариф взносов в Фонд для юридических лиц установлен в 1994 году в размере 2% по отношению к начисленной оплате труда. Сейчас составляет 1,5%. От уплаты взносов освобождены организации инвалидов и религиозные объединения. Кроме того взносы не платят Министерство обороны РФ, МВД РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации и другие военные формирования.
Управление ГФЗН осуществляется Государственным Комитетом РФ по занятости, а также центрами занятости при представительных органах власти. Непосредственное руководство Фондом возложено на Правление фонда.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован в соответствии с Законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» (от 28 июня 1991 г.). Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства должны направляться страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация.. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. По закону такая компания обязана в открытой печати публиковать ежегодный балансовый отчет. Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам. А также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.
ФОМС формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов, пенсионеров и других категорий). Плательщики страховых взносов подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня создания территориального фонда. Тариф составляет 3,6% по отношению к начисленной оплате труда. Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых разнообразных услуг, дивиденды. От уплаты взносов освобождаются общественные организации инвалидов. Плательщики уплачивают страховые взносы 1 раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц.
Средства фонда перечисляются на собирательный счет Расчетного контрольного центра, управляемого администрацией территории. РКЦ в пределах территории финансирует работу страховых компаний, имеющих лицензию для проведения соответствующей работы. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на Государственную налоговую службу РФ.
Всем гражданам России по месту жительства или месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем входит «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.
Отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР - экономические внебюджетные фонды. Порядок их образования и использования утвержден постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. №315. Средства фондов формируются за счет ежеквартальных отчислений предприятий и организаций в размере 1,5% от себестоимости реализуемой продукции; направляются на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ. Для осуществления операций по поступлению и расходованию средств внебюджетных фондов получателям, которыми являются министерства, иные федеральные органы власти, объединения, корпорации, ассоциации) в банках открывают депозитные счета.
Субъекты Федерации и местные органы самоуправления создают региональные внебюджетные экономические фонды. Основные задачи, стоящие перед этими фондами: создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы, эффективное использование средств на формирование рынка жилья, содействие развитию производственной базы домостроения. Средства фондов формируются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц, целевых кредитов под гарантию органов исполнительной власти субъектов Федерации или органов местного самоуправления, дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда, плата за инжиниринговые, информационные и другие услуги, оказываемые службами фонда. Из фондов финансируется строительство жилья, строительство и ремонт объектов ЖКХ, строительство объектов социальной инфраструктуры, приобретение ценных бумаг, социальная поддержка малоимущим группам населения для оплаты строительства и содержания жилья.
В управления фондами входят представители органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, физические лица.