Приветствую Вас Гость | RSS

Economics - В помощь студенту

Пятница, 20.06.2025, 09:38
Главная » Статьи » Экономика

Оффшорные центры.

Получившие широкое распространение в мировом хозяйстве идеи зон свободной торговли, экспортно-производственных зон и научно-промышленных парков сегодня дополняются теорией и практикой создания и развития оффшорных центров. Мировой Оффшорный бизнес играет всё возрастающую роль в движении как ссудных, так и предпринимательских инвестиций, в обслуживании внешнеэкономических связей между всеми странами мира.
В русский язык термин "оффшорный", "оффшор" пришёл из английского языка, где "off-shore" буквально означает "вне берега", "в открытом море", "изолированный". В современной экономической литературе этим термином обозначают одну из разновидностей специальных экономических зон, специфическую форму организации коммерческой деятельности.
В самом общем виде под оффшорными центрами понимаются страны и территории, осуществляющие регистрацию иностранных компаний, на деятельность которых распространяется льготный режим налогообложения. Компании, зарегистрированные в оффшорных центрах, находятся под юрисдикцией страны пребывания и обязаны строго соблюдать местное законодательство.
По совокупному набору различных льгот оффшорные центры отличаются друг от друга, но в целом налоговые условия в таких центрах намного льготнее, чем в большинстве стран мира. Идея оффшорного бизнеса родилась ещё в конце XIX в. и опиралась на судебные прецеденты британского суда по вопросам налогообложения иностранных резидентов. Первоначально этот вид бизнеса был связан с использованием "гавани удобного флота", а затем распространился на сферу финансов и предоставление различного рода услуг.
Первым историческим прецедентом "налогового убежища" в Европе был г. Кампионе на границе между Швейцарией и Италией, спонтанно ставший таковым после отказа обеих стран от Налоговой юрисдикции над этим населённым пунктом.
Однако основы современной практики оффшорного бизнеса были разработаны и осуществлены британскими юристами, банкирами, страховщиками и судовладельцами. Поэтому первоначально "налоговые гавани" создавались в Великобритании и в бывших её колониальных владениях.
Местные власти Кипра добиваются того, чтобы оффшорные компании проявляли активность; в случае, если аудиторская ревизия дает отрицательный отчёт о фирме как о бездействующей, ей грозит закрытие. Одновременно правительство внимательно следит за тем, чтобы деятельность иностранных фирм не затрагивала интересы местного капитала.
Сферы деятельности оффшорных компаний весьма разнообразны. Наибольшее их число специализируется на торговле и маркетинге, обслуживании судов, инжиниринге и консалтинге издательском и банковском деле, менеджменте и страховании.
В последние годы заметно возросло количество компаний занимающихся судоходством и обслуживанием судов. Система налогообложения в области судоходства на Кипре для бизнесменов выгоднее, чем в Панаме и Либерии, особенно для новых судов: правительство предлагает скидку при регистрации судов возрастом до 10 лет. В 1995 г. под кипрским флагом плавало более 2 тыс. судов, и тенденция к росту их числа продолжается.
В настоящее время Кипр занимает 7-е место в мире по суммарному тоннажу флота, а ежегодная прибыль от индустрии судоходства составляет около 50 млн долл. Современные морские порты в Лимасоле и Ларнаке позволяют ежегодно обслуживать около 5 тыс. судов с 25 морских линий, проходящих через Кипр.
Развитию оффшорного бизнеса способствует современная банковская система. В стране функционируют 7 коммерческих банков с 300 отделениями и 20 оффшорных банков, входящих в международную межбанковскую систему SWIFT. В последние годы прибыль в банковском секторе увеличивалась ежегодно примерно на 20%, что объясняется притоком капиталов извне, в том числе из арабских государств Персидского залива.
Крупнейшие держатели капиталов в Кувейте, ОАЭ, других странах Ближнего и Среднего Востока, стремясь обезопасить себя, направляли свои вклады в стабильно работающие банки Кипра, способствуя его постепенному превращению в "ближневосточную банковскую Швейцарию". Общие активы кипрских банков достигают примерно 10 млрд. долл.
По сообщениям Центрального банка Кипра, в последние годы число оффшорных компаний растет в значительной степени благодаря оживлению деловой активности в восточноевропейских государствах и странах бывшего СССР. Так, в 1990 г. острове было зарегистрировано всего 10 фирм из республик бывшего СССР, в 1992 г. - 100, в 1993 г. - около 150, в 1994 г. - свыше 800, в 1995 г. - более 1000 фирм.
Увеличению числа российских фирм способствует подписанный между Кипром и Российской Федерацией договор о налоговом сборе, в соответствии с которым прибыль облагается налогом только в одной из двух стран, в зависимости от места её получения.
Постепенно страны Европы начинают уступать лидерство по масштабам и динамике оффшорных операций. Европа утрачивает статус законодательницы мод в оффшорном бизнесе.
С середины 80-х годов наблюдается оффшорный бум в прибрежных и островных странах Карибского моря, где в настоящее время насчитывается около 20 оффшорных центров. Активизировались оффшорные операции в Гонконге, Сингапуре. Созданы оффшорные центры в Малайзии (остров Лабуан), в Океании (Западное Самоа, Науру, Вануату, Маршалловы острова и др.).
Начался процесс создания оффшорных зон в бывших социалистических странах и государствах бывшего Советского Союза. В частности, в начале 1994 г. о регистрации оффшорного центра объявила Венгрия.
Активное включение России в международный оффшорный бизнес началось в начале 90-х годов. Либерализация внешнеэкономических связей, высокий уровень налогообложения, отсутствие действенного валютного контроля способствовали созданию широкой сети российских оффшорных компаний за рубежом, а также учреждению собственных оффшорных зон.
В настоящее время, по оценкам специалистов, Россия лидирует среди других стран мира по количеству регистрируемых оффшорных компаний. Начиная с 1992 г. ежегодно за границей регистрируется от 2 тыс. до 3 тыс. российских оффшорных компаний.
Большинство российских предпринимателей предпочитает издавать оффшорные фирмы в европейских странах и прежде всего на острове Мэн (Великобритания), Кипре, Гибралтаре, в Ирландии, Швейцарии и Лихтенштейне, где по различным оценкам зарегистрировано от 12 тыс. до 15 тыс. российских компаний.
В России к оффшорным центрам с определёнными оговорками можно отнести Республику Калмыкия и Зону экономического благоприятствования "Ингушетия".
Благоприятный налоговый режим в Калмыкии для внешних инвесторов был введён с 1994 г. первоначально республика в четыре раза снизила для нерезидентов региональную ставку налога на прибыль ( с 20% до 5 %).
Значительная часть бюджета Ингушетии фактически передается финансовой корпорации «БИН» в доверительное управление. Такая схема экономически эффективна, так как позволяет пополнить бюджет посредством размещения под проценты временно свободных бюджетные средств, но весьма уязвима с политической точки зрения, поскольку, таким образом, может быть поставлено под вопрос дальнейшее существование ЗЭБ.
Исходя из вышеизложенного, расчёт на многолетнее существование ЗЭБ представляется рискованным, что делает её малопривлекательной для долгосрочных инвестиций в производство. Иначе говоря, наибольший интерес к Ингушетии может возникнуть в основном в отраслях с быстрой оборачиваемостью финансовых ресурсов, минимальными долгосрочными инвестициями, т.е. прежде всего в торговле.
Вслед за Ингушетией аналогичный статус оффшорного центра на период 1996-2000 гг. был предоставлен Кабардино-Балкарии. Пока этот регион нельзя назвать оффшорной зоной в классическом понимании, тем не менее предприятия, зарегистрированные на её территории, получили более льготный режим налогообложения по сравнению с остальными российскими предприятиями.
Категория: Экономика | Добавил: StKrol (15.01.2010)
Просмотров: 4299 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: