Свободные экономические зоны. Зоны свободной торговли
Анализ мировой практики создания и функционирования зон свободной торговли может быть проведён на двух уровнях — микроэкономическом и макроэкономическом. На микроэкономическом уровне ЗСТ рассматриваются как одна из наиболее распространённых форм специальных экономических зон. На макроэкономическом уровне анализируется мировая практика создания крупных региональных ЗСТ как важных инструментов интеграции на межстрановом, региональном и глобальном уровне. Исторически торговые, или свободные таможенные зоны относятся к специальным экономическим зонам первого поколения. Это наиболее давняя и достаточно простая форма организации зональных структур на территории одного государства. Основным преимуществом этих зон являются относительно незначительные стартовые капиталовложения и их быстрая окупаемость. Мировая история создания зон свободной торговли берёт начало в 1547 г., когда в Италии в области Тоскана г. Ливорно был объявлен городом свободной торговли. Купцы добивались права вести в Ливорно свободную торговлю, не облагаемую налогами. Позднее и другие страны последовали этому примеру. В XVII в. были учреждены зоны свободной торговли в итальянском г. Триесте, югославском г. Шибенике, в 1740 г. была создана ЗСТ Гибралтар, а в 1782 г. — зона транзитной торговли в Бангкоке. Основной целью создания зон свободной торговли является стимулирование импорта товаров, развитие внутренней и транзитной торговли. Первые ЗСТ образовывались, как правило, в крупных портовых городах и имели статус порто-франко. Порто-франко — это портовый город с прилегающей обширной территорией, выделенной из общей таможенной границы государства. В пределах порто-франко товары не только выгружались, хранились, но и подвергались незначительной переработке, сортировке и упаковке без уплаты таможенных пошлин до тех пор, пока они не попадали внутрь страны. В дальнейшем на смену порто-франко пришли вольные гавани, которые имели несколько более льготный внешнеторговый Режим. В такие зоны разрешалось ввозить иностранные товары без уплаты пошлин и без соблюдения таможенных формальности, хранить их без ограничения срока, осуществлять торговые и кредитные операции и др. Постепенно вольные гавани стали трансформироваться в специальные беспошлинные таможенные зоны, которые можно отнести к одной из простейших форм экономических зон, представляющих собой транзитные и консигнационные склады для Ранения, упаковки и незначительной обработки иностранных товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны в мировой практике называют бондовыми, или свободными таможенными территориями. В современных условиях зоны этого типа создаются вокруг международных транспортных узлов (аэропорты, морские и речные порты, железнодорожные станции и др.) в целях активизации внешнеэкономической деятельности. В частности, в США создание ЗСТ было предусмотрено "Законом о внешнеторговых зонах", принятым в 1934 г., целью которого было поощрение торговли, повышение её эффективности и сокращение торговых издержек. По Закону предусмотрено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговая свободная зона. По Закону товары, поступившие в зону, могут там храниться, сортироваться, переупаковываться, маркироваться, снабжаться товарными знаками, перевозиться, импортироваться и реэкспортироваться. В чистом виде ЗСТ просуществовали в США фактически до 50-х годов, когда была принята поправка к Закону, разрешающая осуществлять в зонах переработку товаров и создавать промышленные предприятия. Через ЗСТ в 1978 г. прошло товаров на сумму, эквивалентную 0,5% внешнеторгового оборота США. В 1983 г. этот показатель возрос до 2,1%, а к 1995 г. увеличил¬ся до 3%. В настоящее время льготными условиями ЗСТ в США активно пользуются более 3 тыс. компаний. В настоящее время в США функционирует более 180 зон свободной торговли, при этом основной объём товарооборота (до 80%) приходится на 15 зон, крупнейшей из которых является зона в Сан-Франциско. В странах Европы в середине 90-х годов насчитывалось около 150 ЗСТ. В Европе зоны свободной торговли начали создаваться в конце прошлого века преимущественно вокруг морских портов. В частности, в Германии 6 крупнейших ЗСТ находятся в морских портах Бремен, Бремерхавен, Куксхавен, Эмден, Гамбург и Киль. По объёму торговых операций выделяется Гамбург. В Италии широкое распространение получила такая форма ЗСТ, как беспошлинные склады. В начале 90-х годов в стране насчитывалось 12 беспошлинных складов, в том числе в Неаполе (четыре), в Генуе (два), в Вари, Империи, Ливорно, Палермо и Риме. Если в большинстве стран создание ЗСТ мотивировалось не¬обходимостью активизации внешнеэкономических связей, то для Японии создание таких зон фактически носило принудительный характер. Правительство Японии приняло решение создании специальных внешнеторговых зон в ответ на многолетнюю критику в его адрес по созданию искусственных барьеров пути товаров из США и стран Западной Европы. В 1992 г. в Японии был принят закон, предусматривающий осуществление ряда мер по стимулированию импорта и притока зарубежных инвестиций в страну. В соответствии с этим законом правительство начало создавать внешнеторговые зоны вблизи крупных морских гаваней, международных аэропортов, наделяя их особыми налоговыми и таможенными льготами. К середине 1995 г. в Японии были созданы 23 зоны (в 1992.г.—5, в 1993 г. — Ю, в 1994 г. — 8). Полностью зоны будут оборудованы к 2000 г. Здесь предполагается построить выставочные павильоны и площадки, мощности по доработке и оптовой продаже импортируемых товаров. Финансирование создания специальных внешнеторговых зон будет осуществляться как из бюджета местных органов власти, так и за счёт частных компаний. Кроме того, предусматривается выделение кредита Центрального банка Японии для финансирования инфраструктурного обустройства зон. Поскольку в современной мировой практике зоны свободной торговли в чистом виде встречаются достаточно редко, а беспошлинный ввоз и вывоз товаров практикуется и в зонах другого типа. Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, май 1973 г.) заложила в основу создания ЗСТ принципы таможенной экстерриториальности. В соответствии с этим принципом ЗСТ определяются как часть географического пространства, в котором любые товары считаются находящимися за пределами таможенной территории страны и не подлежат обычному таможенному контролю. К одной из разновидностей ЗСТ можно отнести специальные магазины "Дьюти фри", расположенные в крупнейших международных аэропортах мира. Эти магазины, как правило, обладают экстерриториальностью и наделяются правом беспошлинного ввоза товаров. В настоящее время крупнейшими по объёму ежегодных продаж центрами беспошлинной торговли системы Дьюти фри" являются Амстердам, Сингапур и Дубай. Комплекс беспошлинной торговли "Дубай дьюти фри" был создан в 1983 г. с целью дополнить спектр услуг, предоставляемых международным аэропортом Дубай. Однако к середине 90-х годов этот центр превратился в важный источник поступления иностранной валюты. Общее число занятых увеличилось со 120 до 5б0 человек, а совокупные доходы выросли на 600%. В 1994 г. товарооборот ЗСТ достиг рекордного уровня — 144 млн. долл. Росту объёма продаж центра беспошлинной торговли способствовало и увеличение пассажиропотока через международный порт Дубай на 11% (до 6,3 млн чел.). За время существования этого центра свободной торговли он был отмечен 47 наградами, в том числе тремя наиболее црестижными в мире — "Лучший магазин дьюти фри в мире" от организации "Араб трэвел овар дз", "Лучший в мире шопинг в аэропорте" от "Книги лучших" Курвуазье и "Второй лучший магазин дьюти фри" от британского издания "Бизнес трэвеллер". Эти награды "Дьюти фри" Дубай ставят его в один ряд с крупнейшими мировыми центрами беспошлинной торговли Амстердама и Сингапура. При этом цены в Дубай в середине 1995 г. были в целом на 20-30% ниже, чем в магазинах беспошлинной торговли аэропортов Амстердама и Сингапура. По оценкам специалистов, к 1997 г. объём пассажиропотока аэропорта Дубай возрастет до 8 млн. человек, а объем продаж центра "Дьюти фри" может увеличиться на 200-300 млн. долл. В России зоны свободной торговли существуют в форме таможенных складов и свободных таможенных зон. Первый таможенный склад появился в бывшем Советском Союзе в 1980 г. в Бутове в преддверии Московской Олимпиады. До 1991 г. этот склад был единственным, однако затем в течение года было образовано ещё 4 таможенных склада: "Молком", "Октопус", "Вита-Коммерц" и "Совиндеп". В начале 1995 г. только в Москве насчитывалось уже около 150 складов различной специализации, как оснащенных по последнему слову техники, так и не механизированных. Толчком к их бурному росту послужил принятый в 1993 г. Таможенный кодекс, который установил ранее не существовавшие таможенные режимы: свободные таможенные зоны и склады, магазины беспошлинной торговли, переработки товара внутри таможенной зоны. Режим таможенных складов установлен для хранения ввезённых товаров без взимания таможенных пошлин, а также экспортируемых товаров с возвратом пошлин или освобождением от них. Предельный срок хранения товаров на складах — 3 года. За это время они могут пройти сортировку, дробление партий, упаковку, маркировку и т.п. Фактически владельцы таможенных складов предоставляют своим клиентам налоговые кредиты, в том числе и долгосрочные. Ещё более льготный режим имеют свободные склады. Кроме налогового кредита они предоставляют возможность любой производственной и коммерческой деятельности (кроме розничной торговли). Ограничений на срок хранения товаров на свободных складе нет. Аналогичные условия установлены Таможенным кодексом и для свободных таможенных зон, где можно осуществлять производственную деятельность. Первые три ЗСТ - "Шереметьево", «Московский Франко-Порт" и "Франко-Порт Термина" были образованы в России в 1993 г. В 1994 г. многие российские регионы, не дожидаясь правительственных решений, перешли к созданию свободных таможенных зон, началось обустройство ЗСТ "Шерризон", "Гавань" (Санкт-Петербург), "Ростов" (Ростов-на-Дону), принято решение о создании ЗСТ в Ульяновске. Первая на территории России свободная таможенная микрозона создана в Находке. Лицензия на неё вручена акционерному обществу "Дальинтермет", которое занимается разделкой на металлолом списанных торговых и рыболовецких судов, а также кораблей военно-морского флота. Предприятие получило право беспошлинного ввоза на свою территорию зарубежного технологического оборудования и беспошлинной продажи за рубеж своей продукции. Создание первой таможенной микрозоны проходит в рамках эксперимента и отражает новую тенденцию во внешнеэкономической деятельности российского предпринимательства. Административный комитет СЭЗ "Находка" сознательно отказался от распространения подобных льгот на всю территорию Находки в пользу организации пяти аналогичных микрозон на базе отдельных предприятий. Считая такой подход более эффективным в Условиях рыночной экономики, руководство СЭЗ намерено оказывать всестороннюю поддержку "Дальинтермету" в течение всего "испытательного срока", который продлится 3 года. Параллельно идёт подготовка документации на получение статуса микрозон ещё тремя кандидатами — "Южморрыбфлотом", фирмой по сборке компьютеров "Эпси" и жестяно-баночной фабрикой, обеспечивающей своей продукцией весь дальневосточный Рыболовецкий флот. В современной мировой экономике зоны свободной торговли рассматриваются также и как торговые блоки, объединяющие несколько стран для активизации внешнеэкономической деятельности. Интеграционные процессы в рамках ЗСТ начали развиваться особенно активно в последние десятилетия. Среди наиболее крупных ЗСТ интеграционного типа можно выделить: Зона свободной торговли стран Северной Америки (НАФТА); Европейский союз (ЕС); Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ); Центрально-европейская зона свободной торговли ("Вышегородская группа"); Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН); Преференциальная торговая зона для Восточной в Южной Африки (ПТЗ); Конфедерация по координации развития стран Юга Африки (САДКК) и др. Мощный толчок процессу экономической интеграции на Американском континенте дало создание Зоны свободной торговли стран Северной Америки (НАФТА), вступившее в силу после ратификации парламентами трёх стран в 1994 г. В настоящее время это крупнейшая в мире свободная торговая зона, объединяющая страны с населением 360 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере свыше 9 трлн. долл. Подписанное соглашение обеспечит постепенную ликвидацию барьеров, препятствующих развитию торговых отношений между тремя странами. В частности, предусматривается:
отмена таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика;
защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путём реэкспорта своих товаров в США через Мексику;
снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике;
создание трёхсторонних комиссий для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.
В соответствии с соглашением Мексика отменит в течение 10 лет после вступления его в силу все пошлины на экспорт своих товаров в США и Канаду. В течение 5 лет США отменят импортные тарифы почти на половину товаров, ввозимых из Мексики. Канада как участник НАФТА будет проводить в отношении Мексики ту же торговую политику, что и США. Наибольшую выгоду от создания ЗСТ стран Северной Америки получат потребители этих стран, поскольку в результате снижения и отмены внешнеторговых тарифов усилится конкуренция, что в свою очередь приведёт к снижению цен на широкий круг товаров. Крупнейшей зоной свободной торговли в Европе является Европейский Союз (ЕС) — интеграционное объединение, в которое входят пятнадцать стран: ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург (с 1958 г.), Великобританиия, Дания и Ирландия (с 1973 г.), Греция (с 1981 г.), Испания и Португалия (с 1985 г.), Австрия, Финляндия и Швеция (с 1 января 1995 г.). Статус ассоциированного члена предоставлен Венгрии, Польше, Чехии, Словакии, Болгарии и Румынии. В июле 1994 г. Комиссия Европейского Сообщества (КЕС) подписала со странами Балтии соглашения об установлении зоны свободной торговли. Евросовет в Эссене в декабре 1994 г. принял решение о проведении переговоров о подписании соглашений об ассоциации Европейского Союза с Литвой, Латвией и Эстонией, что расценивается как подготовительный этап для возможного вступления этих стран в ЕС. В настоящее время Европейский Союз объединяет страны с населением в 370,5 млн. человек (почти 6% населения Земли). Совокупный валовой продукт превышает примерно 5,8 трлн. ЭКЮ, что превосходит ВВП США примерно на 10%, Японии — на 64%. На долю ЕС приходится пятая часть общего объёма мировой торговли и свыше 30% золотовалютных резервов Запада. В рамках ЕС создан единый внутренний рынок: ликвидированы многие национальные барьеры на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Создавая ЕС, ведущие западноевропейские державы попытались преодолеть существовавшие между ними противоречия и соперничество. В качестве инструмента была избрана политическая и экономическая интеграция, постепенный отказ от ряда суверенных полномочий в пользу ЕС. На последующем этапе евро строительства цель заключалась в экономическом объединении с тем, чтобы обеспечить ускоренное развитие промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы. Сейчас главную задачу западноевропейской интеграции её участники видят в Утверждении Евросоюза в качестве одного из лидеров мировой экономики. Планирование политики Сообщества возложено на Европейский совет — регулярное (минимум 2 раза в год) собрание глав государств и правительств ЕС. Европейский совет обсуждает стратегические вопросы деятельности ЕС. Достигнутые на основе консенсуса договорённости служат директивами для разработки и проведения общей политики "пятнадцати". Важными составными частями Европейского Союза являются Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по домной энергетике (Евратом). В рамках Европейского Союза действует система специализированных учреждений: Европейский инвестиционный банк, Европейский Суд, Счётная палата, Европейский фонд развития, Экономический и социальный комитет. Важную роль в развитии внешнеэкономических связей ЕС играют его представители при ООН и её специализированных учреждениях, а также в 140 странах, в том числе в Российской Федерации. Подписанное 24 июня 1994 г. на Корфу Б.Н. Ельциным соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами, а также их странами-членами носит этапный характер. Оно создаёт условия для постепенной реализации в отношениях России с ЕС принципов свободы движения товаров, капиталов и услуг, учреждения и деятельности компаний. В максимально возможной степени учитывая национальные интересы России и состояние её реформ, подписанное Соглашение позволяет постепенно достичь требуемого режима экономического взаимодействия с ЕС по мере готовности к этому российской экономики. Соглашением устанавливаются постоянный политический диалог и система регулярных консультаций на различных уровнях (включая высший) по всему спектру политических, экономических и других вопросов, представляющих взаимный интерес. В 1998 г. Россия и ЕС должны вести переговоры о возможности создания между ними зоны свободной торговли. Это является стратегическим выбором России в пользу экономической интеграции с Европой на принципах равенства и взаимной выгоды. Режим торговли товарами будет по основным элементам совпадать с режимом, принятым в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле. Европейская комиссия рекомендовала ЕС создать Европейско-Средиземноморское экономическое пространство (ЕСЭП), которое, помимо европейских стран, охватило бы близлежащие государства Северной Африки и Ближнего Востока (Алжир, Египет, Израиль, Иорданию, Ливан, Ливию, Марокко, Сирию, Тунис, а также, возможно, Кипр, Мальту и Турцию). ЕСЭП должна быть создана по образцу Европейского экономического пространства (ЕЭП), являющегося по существу ЗСТ между Европейским союзом (ЕС) и Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ). Принципиальное отличие ЕСЭП от ЕЭП заключалось бы в том, что в то время как члены ЕАСТ могут присоединиться к Европейскому союзу, такой же возможности не предусматривается в отношении неевропейских участников ЕСЭП. На реализацию этого проекта предполагается выделить в 1995-1999 гг. помощь в размере 5,5 млрд. ЭКЮ, что придаст средиземноморской политике ЕС примерно тот же вес, что и политике по отношению к восточно и центрально европейским государствам, которые за тот же период получат помощь в размере 7 млрд. ЭКЮ. Таким образом, в случае успешной реализации программы в течение 10-15 лет может быть создана крупнейшая в мире ЗСТ, охватывающая примерно 40 государств с населением 800 млн. человек. Второй по значимости зоной свободной торговли в Европе является Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Учрежденная в 1959 г., она объединила и объединяет страны, не подписавшие Римский (1957 г.) договор об учреждении ЕЭС и не парафировавшие Маастрихтские (1991-1992 гг.) соглашения о создании Общеевропейского Сообщества. В разное время в ЕАСТ входили Великобритания (главный инспектор ассоциации) и государства Северной Европы, Испания и Португалия, Греция и Австрия, Швейцария и Ирландия. По мере расширения ЕЭС состав участников ЕАСТ неоднократно менялся, и в результате по состоянию на начало 1996 г. эта организация включала Швейцарию, Исландию, Турцию, Норвегию, карликовые европейские государства (Сан-Марино, Монако, Андорру, Лихтенштейн), а также автономные территории Дании — Гренландию и Фарерские острова. В отличие от ЕЭС и его общеевропейского (маастрихтского) аналога, ЕАСТ не предусматривает формирования межгосударственного объединённого рынка товаров, инвестиций, услуг и рабочей силы, отмену межгосударственных границ и приведение к единому стандарту экономики и политики стран-участниц. Главная задача ЕАСТ — обеспечение беспрепятственного торгово-экономического сотрудничества и информационного обмена между государствами — членами ассоциации. На такой основе в ЕАСТ считают возможным достичь согласованных подходов к формированию внутри и внешнеэкономической политики, способствующей постепенной интеграции экономики стран, участвующих в ЕАСТ. В документах ЕАСТ подчёркивается, что искусственное форсирование интеграционных процессов в мире, в том числе в Европы, игнорирующее экономико-политическую и национальную специфику стран и регионов, может привести к углублению, а не стиранию противоречий между странами и регионами и, как следствие, — к замене интеграции длительной конфронтацией. Например, в заявлении руководства ЕАСТ (май 1994 г.) отмечалось, что печальный опыт бывших СССР, Югославии, а также многих объединений межгосударственного характера в развивающемся мире, исключительно политические стимулы и географическая близость не могут стать единственным основанием для успешного созидания объединённого рынка где-либо. В 1992 г. была создана Центрально-Европейская зона свободной торговли, которая объединила страны "Вышегородской группы" (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия). Согласно достигнутым договорённостям участницы соглашения обязались в течение 8 лет снять все таможенные ограничения и количественные квоты в торговле друг с другом. Первый этап ликвидации таможенных барьеров начался в марте 1993 г. С этого периода в Венгрии, Польше и Чехии отменены таможенные пошлины на 60%, а в Словакии на 54% промышленных товаров взаимной торговли. Второй этап снятия таможенных ограничений должен быть осуществлен в период с 1995 г. по 1997 г., когда будут отменены пошлины на большинство промышленных товаров, а после 2000 г. планируется снять все количественные ограничения на так называемые наиболее чувствительные группы товаров, т.е. традиционные статьи экспорта стран "Вышеградской группы". Заинтересованность в присоединении к соглашению о Центрально-Европейской ЗСТ проявили Румыния, Болгария, Украина, Белоруссия и Словения. Возможно, срок вступления в силу соглашения о полной отмене торговых ограничений будет сокращён с 8 лет до 5 лет. Создание НАФТА и ЕС явилось стимулом для стран азиатского региона в активизации интеграционных процессов. В частности, страны Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Япония и Южная Корея намерены конкурировать с НАФТА путём создания зоны свободной торговли в Азии (АФТА). В рамках этой зоны планируется также в течение 15 лет со дня образования (1993 г.) отменить большинство экспортно-импортных тарифов. На африканском континенте созданы две наиболее крупные ЗСТ. Первая — Преференциальная торговая зона (ПТЗ) для Восточной и Южной Африки, которая была образована в 1982 г. и объединяет 18 государств — Анголу, Лесото, Малави, Мозамбик, Намибию, Свазиленд, Танзанию, Замбию, Зимбабве, Бурунди, Коморские Острова, Джибути, Эфиопию, Кению, Маврикий. Руанду, Сомали и Уганду. На базе ПТЗ планируется к 2000 г. создать общий рынок для стран Восточной и Южной Африки с введением специальной денежной единицы для взаимных расчётов. Вторая крупная торговая группировка — Конфедерация по координации развития стран Юга Африки (САДКК) — была создана в 1980 г. и объединяет 10 государств: Анголу, Ботсвану, Десото, Малави, Мозамбик, Намибию, Свазиленд, Танзанию, Замбию и Зимбабве. Обе организации во многом дублируют деятельность друг друга. Члены ПТЗ выработали совместную позицию о необходимости слияния с САДКК, однако последняя отвергла эту идею, поскольку, по её мнению, существуют различные подходы к вопросам интеграции и развития внешнеэкономических связей. У Преференциальной торговой зоны для Восточной и Южной Африки есть больше шансов в ближайшие годы сформировать условия для юридического и практического перерастания организации в общий африканский рынок. Создание зоны свободной торговли и таможенного союза планируется в рамках Союза Независимых Государств (СНГ). Программа формирования экономического союза стран СНГ была одобрена 29 ноября 1994 г. Советом руководителей внешнеэкономических ведомств государств — участников СНГ. Органам исполнительной власти этих стран было предложено на основе выработанных Советом рекомендаций привести национальные законодательные и нормативные акты в соответствие с условиями одобренного Соглашения о создании зоны свободной торговли. Были приняты и согласованы варианты подходов к отмене сохраняющихся ограничений во взаимной торговле. Формирование таможенного союза планировалось осуществить в два этапа. На первом этапе должно быть завершено создание зоны свободной торговли и унифицированной системы Регулирования внешнеэкономической деятельности. Второй этап связан с созданием общей таможенной территории при сохранении национального таможенного контроля на границах. Однако существующее на бумаге два года соглашение рамочного характера об экономическом союзе стран СНГ пока не получило заметного наполнения. Усилия по формированию таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном, к которому планируют присоединиться Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, наталкиваются не только на организационные проблемы, но и на расхождения по ряду принципиальных вопросов.