Всего материалов в каталоге: 46 Показано материалов: 21-30 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 » |
Современная кредитная система, которая является основным элементом
рынка ссудных капиталов, состоит из следующих основных
институциональных звеньев, или ярусов: |
Переход от командно-административной экономики к рыночной обусловил
необходимость создания в РФ рынка ссудных капиталов для обслуживания
потребностей хозяйства. Однако подлинное развитие рынка ссудных
капиталов возможно лишь при наличии рынков: средств производства;
предметов потребления; рабочей силы; недвижимости; земли. Все эти рынки
нуждаются в денежных средствах, которые должен предоставить им рынок
ссудных капиталов. Это основной принцип формирования рынка ссудных
капиталов. |
Развитие национальных рынков ссудных капиталов определяется рядом
факторов: экономическим развитием, традициями функционирования
кредитной системы и рынка ценных бумаг, уровнем производственного
накопления и личных сбережений. Однако доминирующим фактором остается
экономическое развитие страны. Такому критерию больше всего
соответствуют США, страны Западной Европы и Япония, где существуют
развитые, гибкие и мощные рынки ссудных капиталов. В то же время в этих
странах имеются и различия. |
Функции рынка ссудных капиталов определяются его сущностью и ролью,
которую он выполняет в системе капиталистического хозяйства, а также
задачами по воспроизводству капиталистических производственных
отношений. |
Ссудный капитал - это денежные средства, отданные в ссуду за
определенный процент при условии возвратности. Формой движения ссудного
капитала является кредит. Ссудный капитал представляет собой особую
историческую категорию капитала, которая возникает и развивается в
условиях капиталистического способа производства.
Основными источниками ссудного капитала служат денежные капиталы (денежные средства), высвобождаемые в процессе воспроизводства. |
Развитие рынка ссудных капиталов обусловило увеличение масштабов накопления денежного капитала. Под влиянием спроса и предложения происходит движение ссудного капитала: капитал, накапливаемый в виде денежных средств, превращается непосредственно в ссудный капитал. Сущность рынка ссудных капиталов не зависит от того, какой денежный капитал используется на нем: собственный или чужой. Содержание, характер использования, закономерности развития рынка ссудных капиталов определяются социально-экономическими отношениями капиталистического способа производства. В свою очередь сущность этого рынка предопределяет конкретную роль, которую он выполняет в современном механизме государственно-монополистического капитализма. Рынок ссудных капиталов способствует росту производства и товарооборота, движению капиталов внутри страны, трансформации денежных сбережений в капиталовложения, реализации научно-технической революции, обновлению основного капитала. В этом смысле он является своеобразной опорой материальной сферы производства, откуда она черпает дополнительные денежные ресурсы. |
Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных слоев населения. Государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения бюджета в виде специальных фондов и особых счетов. Государство с расширением деятельности нуждалось во все новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и прекращением их финансирования они заканчивали свое существование. В связи с этим количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов. |
В финансовой системе зарубежных стран специальные фонды занимают важное место. Объем средств. которые в них концентрируются, значителен. Во Франции специальные фонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны, в Японии из специальных фондов финансируется свыше половины государственных расходов, в Великобритании - 1/3. К специальным фондам в зарубежных странах относятся различные автономные и присоединенные бюджеты, внебюджетные фонды, специальные сметы и счета. На них возлагаются прежде всего экономическая и социальная функции. За счет средств фондов государство вмешивается в процесс производства, предоставляет субсидии и кредиты предприятиям, а также внешние займы, оказывает социальные услуги населению. Специальные фонды, как правило, имеют целевой характер. Так, фонд социального страхования предназначен для выплат пенсий и пособий застрахованным, кредитные фонды - для предоставления ссуд предприятиям или другим странам. Однако в некоторых фондах вид расходов не всегда точно определен. Так, в Великобритании существует фонд Главного казначея (министра финансов), создаваемый из остатков фондов министерств и ведомств, чтобы поддержать равновесие во всех фондах. В Японии имеется специальный счет, осуществляющий перераспределение налоговых поступлений. Часть налоговых доходов государственного бюджета концентрируется на этом счете и направляется в зависимости от потребностей в местные бюджеты. Это перераспределение вызвано различиями в численности населения и уровнем развития экономики префектур. |
В финансовой системе РФ государственные внебюджетные фонды возникли в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (от 10 октября 1991 г.). Главная причина возникновения внебюджетных фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Перед внебюджетными фондами стоят следующие важные задачи: - обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики;
- расширить социальные услуги населению с помощью различно создаваемых специальных фондов.
|
Инновационная деятельность часто трактуется как деятельность, связанная
с использованием новых (высоких) технологий. Все чаще от руководителей
предприятий слышны слова о том, что на данном предприятии
осуществляется поддержка инновационной деятельности (некоторые даже
выделяют на эту деятельность деньги).
Многие предприятия пытаются в том или ином виде осуществлять
инновационную деятельность самостоятельно, через создаваемые специально
для этого дочерние структуры или инновационные центры, призванные
способствовать продвижению и использованию инновационной продукции.
Нанимаются специалисты, разбирающиеся в патентно-лицензионной
деятельности, охране интеллектуальной собственности и прочим
компонентам, необходимым для коммерческого использования инноваций.
Казалось бы, все замечательно, остается только получать доход от этой
самой инновационной деятельности. Однако, как правило, так не
получается. В чем же дело? Причина, видимо, кроется в устаревших
подходах к организации инновационной деятельности.
Поскольку о коммерциализации научных исследований уже сказано
достаточно много, мы вправе ожидать, что эта самая повальная
коммерциализация не за горами. Очевидно, что настала пора сделать
следующий шаг - перейти к вопросу о том, КАК этого добиться, т.е. к
системной организации процесса коммерциализации. |
|